Руководство по губной гармошке
- Диатонические и хроматические губные гармошки
- Чистка
- Проблемы
- Модификации
- Позиции
- Бендинг
- Усиление звука
Диатонические и хроматические губные гармошки
Существует два основных типа губных гармошек (иногда называемые «арфами»), хроматическая и диатоническая.
Губная гармошка, которая в основном используется в блюзе, роке, кантри и фолке, называется диатонической губной гармошкой («блюз-арфа»).
Хроматическая губная гармошка в основном используется для джаза, классической и поп-музыки. У нее есть кнопка сбоку, которая позволяет вам играть
не только обычную мажорную гамму, но, при нажатии кнопки, все полутона или ноты между ними. Это позволяет играть любую гамму, в любой тональности, но вы не можете хорошо подтягивать ноты на этом инструменте, поэтому не получите тот же «блюзовый» звук, что и на диатонической. Расположение отверстий хроматической губной гармошки похоже на расположение отверстий диатонической, но
это не то же самое, поэтому табулатура песен отличается. Некоторые исполнители на хроматической губной гармошке — Стиви Уандер, Тутс Тилеманс и Ларри Адлер.
Диатоника не имеет легкого доступа ко всем возможным нотам, как хроматическая губная гармошка, но многие из нот, которые не встречаются в природе, могут быть получены путем «изгибания» определенных нот вдоха (inha) и выдоха (exhaust). Именно «изгибающий» звук диатоники привлекает к ней большинство людей. Некоторые исполнители на диатонической губной гармошке: Боб Дилан, Нил Янг, Джеймс Коттон, Сонни Бой Уильямсон, Мик Джаггер, Литтл Уолтер, Пол Баттерфилд, Микки Рафаэль, Джон Поппер, Чарли Масселуайт, Хьюи Льюис, Джимми Рид, Сонни Терри, Стивен Тайлер и т. д.
Диатоническая 'Hohner marineband' губная гармошка
Хроматическая 'Hohner Chromatica' губная гармошка
Чистка
Некоторые арфисты чистят свои «арфы»
часто, некоторые — никогда. Чаще всего губная гармошка изнашивается еще до того,
как ей понадобится серьезная чистка. Если вашей губной гармошкой пользовался
кто-то другой или она долгое время лежала на полке, это будет полезно.
Если в вашей диатонической губной гармошке пластиковый гребень (неорганический или металлический), вы можете быстро
почистить ее, пропустив ее через теплую воду, а затем сильно постукивая ее (боковой
стороной с мундштуком вниз) по ноге или руке, чтобы выбить лишнюю воду.
Если ваша губная гармошка хроматическая, держитесь подальше от воды! Для
хроматических губных гармошек имеются особые аксессуары для чистки.
Для более тщательной чистки снимите крышку, пластины с язычками и гребень. Пластиковый гребень можно охлаждать теплой водой, мылом и старой зубной щеткой. Если
гребень сделан из дерева, не используйте воду и мыло, а просто протрите его старой зубной щеткой. Если ваш
гребень металлический, обязательно тщательно высушите его после выполнения работ, чтобы избежать появления ржавчины и потускнений. Очистите пластины язычков теплой водой с мылом. Не мойте пластинки язычков старой зубной щеткой. Высушите как можно лучше перед повторной сборкой. Хороший способ химической
чистки пластины язычков — используйте ватные палочки и раствор перекиси.
Затем снова прикрепите пластины язычков к расческе и замените крышки.
Проблемы со звуком у губных гармошек
Если есть нота, которая раньше работала, а теперь отказывается звучать, значит что-то зацепилось за трость. Зачастую это просто избыток влаги изо рта. Сильно ударьте мундштуком губной гармошки по ладони, затем быстро вдыхайте и выдыхайте через заблокированное отверстие. Если нота остается заблокированной, попробуйте деревянную зубочистку или откройте арфу и аккуратно нажмите на трость, которая создает проблемы, деревянной зубочисткой.
Если нота срабатывает только при легком надавливании на отверстие, значит, «зазор» между кончиком трости и пластиной трости слишком мал. Чтобы увеличить зазор (и решить проблему), снимите крышки, возьмите деревянную зубочистку и слегка нажмите на середину язычка, отталкивая его от пластины. Зазор должен быть только немного увеличен, чтобы проблема была устранена. Убедитесь, что вы не слишком сильно нажимаете на язычок , вы можете его повредить.
Если одна из нот на вашем инструменте вдруг зазвучала плохо, то, скорее всего, один из язычков слегка треснул. Нота станет ниже и инструмент будет звучать плохо. Если играть регулярно, губная гармошка должна прослужить от 6 месяцев до года, прежде чем это произойдет. К сожалению, как только эта проблема возникает, ваша губная гармошка сломана и ее необходимо заменить. Можно заменить сломанный язычок, однако это задача для опытного техника, да и стоимость установки нового язычка гармошки обычно превышает стоимость замены инструмента.
Модификации
Популярность губной гармошки и распространение Интернета сделали поиск квалифицированных специалистов по ремонту и модификации губной гармошки намного проще. Сейчас есть множество людей, которые могут взять стандартную диатоническую или хроматическую
гармошку и заставить ее играть лучше. Наиболее распространенная и полезная
модификация - запечатывание гребенки и добавление винтов, чтобы сделать гармошку более герметичной.
Другой вариант модификации - избавление от дуги, которую производитель нанес на трость.
Скругление углов вдоль стороны язычков облегчает трости качание назад через пластину, заставляя ее лучше реагировать на
играющего.
Позиции
Различные игровые позиции позволяют нам играть в разных тональностях на одной диатонической губной гармошке. Поскольку существует 12 тональностей (G, A , Bb, B, C и т. д.), на губной гармошке (теоретически) существует 12 различных позиций. Если вы играете в тональности C на губной гармошке C (называемой прямой арфой), вы играете в первой позиции. Вторая позиция называется кросс-арфа, в этой позиции играют в C, тогда ваша гармоника-тональность - F. Кросс-арфа используется в 95% блюза. Существует неограниченное количество способов настроить диатоническую гармонику. Стандарт настройка Рихтера.
Бендинг
Бендинг — это техника, используемая для изменения высоты тона ноты и достижения нот, которых нет на диатонической губной гармошке. Например, если вы возьмете четвертое отверстие на губной гармошке в ключе C, нота выдоха будет C, а нота вдоха — D. Можно сыграть C#, сгибая 4-й бас на полтона вниз. Это достигается с помощью использования комбинации языка, горла и легких для изменения давления воздуха через трость.
Усиление звука
Традиционный звук гармошки Chicago Blues был сформирован такими музыкантами, как Little Walter, Big Walter Horton и Sonny Boy Williamson 1. Они и многие, кто последовал за ними, обычно использовали микрофоны Bullet. Изначально это могло быть связано с тем, что в то время они были повсеместны и их можно было купить в местном ломбарде за несколько долларов. Но каковы бы ни были причины, эти дешевые микрофоны Bullet теперь являются частью традиционного усиленного звука гармошки Chicago Blues.
Хромированный пулевидный микрофон 'Shure'
Популярный ламповый усилитель 'Fender Bassman '59'