История гавайской гитары

cavaquinho

Кавакиньо

Название «укулеле» — традиционное гавайское название небольшого инструмента под названием мачете (machete de braga), который изначально был разработан на островах Мадейра в Португалии. Сам мачете является потомком ранних европейских и ближневосточных щипковых струнных инструментов (таких как лютня), членом семейства гитар и имеет несколько разных названий, включая cavaquinho, braguinha, manchhete и cavaco. Мачете было привезено на Гавайи португальскими иммигрантами, которые переехали на острова для работы на плантациях сахарного тростника в конце 1800-х годов. Мануэль Нунес, Аугусто Диас и Жозе ду Эшпириту Санто, которые прибыли на Гавайи на судне Ravenscrag в 1879 году с португальских островов Мадейра, как полагают, были первыми изготовителями гавайской «укулеле».

Существует несколько различных легенд о том, как мачете получило свое гавайское название; «укулеле» — хотя нет достаточных доказательств того что какая-либо из этих историй на самом деле является правдой. Само слово «укулеле» переводится примерно как «прыгающая блоха». Одна из историй о том, как укулеле получила свое название, гласит, что когда один из пассажиров на Ravenscrag, Жуан Фернандес, прибыл в порт Гонолулу, он был так счастлив после четырех месяцев в море, что немедленно спрыгнул с корабля и начал играть на пристани народные песни Мадейры. Гавайцы, которые видели, как Фернандес играет на инструменте, думали, что его быстро движущиеся пальцы похожи на блох, прыгающих через гриф, — и так родилось название инструмента.
Другая история о том, как укулеле получила свое название, основана на воспоминании о том, что на инструменте играл англичанин Эдвард Первис. Эдвард Первис был помощником камергера короля Дэвида Калакауа, последнего правящего короля Гавайев, и человека, который оказал большое влияние на ранние укулеле. Считалось, что Первис получил прозвище «укулеле» из-за своего маленького роста и энергии. В конце концов, инструмент, на котором он играл для короля, также получил это имя.
Сохранилось еще много историй о том, как укулеле получила свое название, и в качестве доказательств используются несколько различных переводов термина. Последняя гавайская монархиня, королева Лили'уокалани, как было записано, объясняла, что термин «укулеле» на самом деле означает «дар, который пришел сюда» (где «уку» переводится как «дар или награда», а «леле» переводится как «приходить»), что на самом деле является совершенно другой точкой зрения, и она не имеет ничего общего с блохами!

Король Калакауа и Эдвард Первис

Король Калакауа (в центре) и
Эдвард Первис (второй слева).

После прибытия на Гавайи укулеле быстро вошла в гавайскую культуру. Король Дэвид Калакауа очень любил этот небольшой инструмент, что признано ключевым фактором, который привел к тому, что укулеле стала настолько популярной. Король Калакауа был увлечен развитием гавайской культуры, несмотря на сопротивление миссионерских групп, которые считали местные культуры нецивилизованными и чьей целью было обратить местные народы в христианское вероисповедание и привить им христианские ценности. Король Калакауа пропагандировал слияние современных форм искусства с традиционными аспектами гавайской культуры, чтобы возродить интерес к гавайской культуре. Именно король Калакауа продвигал укулеле как гавайский инструмент и использовал его на официальных королевских приемах, для исполнения традиционной гавайской музыки и для аккомпанемента хуле.

После того, как португальские поселенцы Мануэль Нунес, Аугусто Диас и Жозе ду Эшпириту Санто закончили свою работу на ранних гавайских сахарных плантациях, они, как полагают, вернулись к своим корням в области деревообработки в Гонолулу, столице Гавайев. В 1889 году все трое мужчин были указаны в городском справочнике как «изготовители гитар». По мере того, как укулеле становилось все более популярным под покровительством короля Давида Калакауа, эти трое мужчин изготавливали все больше укулеле. Самым успешным из трех был Мануэль Нунес, который продолжал делать укулеле после того, как инструмент был представлен на американском материке, а его сыновья продолжали производить укулеле после него.

В то время как мачете путешествовало по миру вместе с португальскими поселенцами, гавайская версия этого небольшого четырехструнного инструмента не была представлена ​​широкой американской аудитории до начала 1900-х годов. Укулеле произвела особое впечатление на американцев с материка во время Панамско-Тихоокеанской международной выставки, которая проводилась в Сан-Франциско в 1915 году. На выставке выступили гавайские исполнители на укулеле, как солисты, так и в группах, которые были очень популярны среди посетителей ярмарки. После того, как укулеле начало приобретать поклонников в материковой Америке, укулеле переняли местные музыканты, которые использовали его для исполнения традиционной гавайской музыки (которая, наряду с укулеле, стала более популярной среди американских граждан), а также ввели укулеле в другие жанры. Популярность укулеле резко возросла в 1915-1920 годах, и гавайская музыка стала такой же популярной, как и современная музыка с материка. Производители инструментов из материковой части Америки увидели в этом новые возможности для развития и начали производить и продавать этот инструмент, что вызвало некоторую напряженность между гавайскими и более крупными производителями из материковой части Америки. Несмотря на это, популярность укулеле продолжала расти в Америке вплоть до 1920-х годов, и продажи укулеле в целом продолжали тоже расти.

Растущая популярность укулеле привела к производству недорогих моделей, которые дали многим людям возможность научиться играть на укулеле. Укулеле заслужила репутацию хорошего инструмента для начинающих из-за своей относительно низкой цены и небольшого, портативного размера. Тысячи укулеле были произведены в 1920-х годах, и укулеле стала одной из музыкальных икон эпохи джаза.

Популярность укулеле постепенно снижалась в 1930-х годах, но на короткое время возродилась в конце 1940-х и в 1950-х годах, когда некоторые американские военнослужащие привезли инструмент домой с Гавайев после Второй мировой войны. Популярность поп-рок-музыки привела к тому, что укулеле отошла на второй план в 1960-х годах, хотя она все еще существовала в массовом сознании с такими произведениями, как The Arthur Godfrey Show и хит Tiny Tim 1968 года Tiptoe through the Tulips. Невероятно популярная группа «The Beatles» очень любила укулеле, однако редко играла на этом инструменте, и, несмотря на их одобрение, маленькая укулеле тихо лежала в футляре с 1970-х годов до своего возрождения в 1990-х годах.

Укулеле по всему миру

Другие страны также приняли скромную укулеле в свои музыкальные репертуары, включая (в первую очередь) Японию и Канаду. Укулеле появилась в Японии в начале 1900-х годов и была принята вместе с гавайской и джазовой музыкой. Хотя «западный» инструмент был запрещен во время Второй мировой войны, популярность инструмента резко возросла после войны.
Канада, с другой стороны, была одной из первых стран, где начали преподавать укулеле в школах (помимо Гавайев), и многие студенты музыкальных вузов изучали укулеле по школьной музыкальной программе, разработанной Джоном Доаном.

Укулеле сегодня

Джейк Шимабукуро играет на укулеле

Знаменитый исполнитель на укулеле, Джейк Шимабукуро

Укулеле снова переживает период популярности во всем западном мире. Укулеле было куплено в магазинах хранения (или вытащено с чердака) и снова прославлено его универсальностью, легкостью транспортировки, небольшим размером и простотой обучения. Это играет роль в буме укулеле, с веб-сайтами и видеоуроками, посвященными предоставлению простых обучающих ресурсов для начинающих.

Укулеле также широко известна своей социальной стороной. Легкость игры под пение мелодий и совместная игра сделали этот маленький инструмент популярным в качестве второго инструмента, а также привели к формированию клубов укулеле, оркестров и социальных групп по всему миру. Исполнители гавайской гитары часто предлагают посетителям концертов взять с собой своих уке и присоединиться к исполнению одной или двух песен, а групповое обучение игре на гавайской гитаре становится все более популярным (в отличие от формальных индивидуальных уроков). В последние годы укулеле также стала более широко использоваться в качестве инструмента для начинающих обучение музыке детей.

Хотя укулеле по-прежнему ассоциируется с традиционной гавайской музыкой и культурой, развитие различных типов укулеле привело к популяризация инструмента во многих различных музыкальных контекстах. За последние двадцать лет возрождение укулеле сохраняло импульс, и ряд исполнителей на укулеле стали очень популярными и в новом тысячелетии. Возрождение укулеле в 1990-х также привело к тому, что инструмент стал использоваться все чаще в популярных (поп) музыкальных выступлениях и записях, а также в качестве распространенного инструмента для исполнения каверов популярной музыки.