Как играть на альте
Альт держат под подбородком, а исполнитель может находиться либо в положении стоя, либо сидя. Лучший способ научиться правильно держать альт — посмотреть клип известного альтиста, чтобы увидеть, как он держит свой инструмент. Альтисты обычно читают ноты, написанные на альтовом ключе. Альтовый ключ редко используется для других инструментов.
Обучение игре на альте — это долгий процесс. Если вы только начинаете играть на альте, важно потратить как можно больше времени на то, чтобы с первого раза принять правильную позу — плохие привычки трудно искоренить! Не торопитесь, расслабьтесь. Изучите свой инструмент и, самое главное, наслаждайтесь процессом. Если занятия кажутся вам рутиной, продолжайте и попробуйте что-то другое. Обучение игре на инструменте — это всегда тяжелый труд, но он никогда не должен расстраивать. Помните, что перерыв — это нормально, просто вернитесь к работе позже.
- Правильная поза для игры на альте
- Названия пальцев на альте
- Практические советы по игре для начинающих
- Продвинутые приемы игры
Правильная поза для игры на альте
Осанка очень важна при игре на альте, она улучшает качество звука, производимого инструментом, и сводит к минимуму возможное напряжение мышц и спины исполнителя.
Держите альт и смычок свободно — если вы держите их слишком крепко, вы издадите «тугой» или царапающий звук.
Держите суставы разблокированными (слегка согнутыми), включая колени, когда стоите! Это помогает расслабить основные группы мышц во время игры.
Постарайтесь использовать живот, чтобы удерживать стойку во время игры. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы держать корпус напряженным, то вы издадите более интенсивный, расслабленный звук, поскольку мышцам рук и спины не придется так сильно поддерживать вас, и они будут более расслабленными.
Бльшинство людей думают, что играть на альте будет легче, чем есть на самом деле! Чтобы хорошо играть на альте, требуется много времени и усилий — вы должны быть готовы к качественной практике, необходимой для совершенствования как альтиста.
Чтобы избавиться от скрипа в своей игре, вместо того, чтобы сосредотачиваться на нажатии смычка на струну, сосредоточьтесь на скольжении смычка по струне, как стрекоза, скользящая по воде. Сосредоточьтесь на этом, и ваш звук должен стать менее скрипучим. Скретч возникает, когда в руках и кистях слишком много напряжения, поэтому обязательно расслабьтесь как можно больше!
Не нажимайте на струны слишком сильно, даже когда играете громко! Будьте тверды, но помните, чем больше вы расслаблены, тем больше это будет слышно в тоне.
Играйте близко к подставке (примерно на расстоянии 2 ширины смычка от подставки или около 2-3 см), это даст самый сильный и чистый звук, возможный на вашем альте. Всегда играйте, двигая смычком параллельно подставке — боковое движение по струне вызовет тонкий звук.
Названия пальцев альта
Для начинающих исполнителей названия пальцев, которые мы упоминаем, так же важны, как и части альта.
Правая рука известна как смычковая рука (так как эта рука управляет смычком), а левая — как альтовая рука, которая держит альт. Пальцы на обеих руках также имеют разные названия, чтобы отличать их друг от друга. На альтовой руке пальцы известны как большой палец альта, а также 1-й, 2-й, 3-й и 4-й пальцы (от большого пальца до мизинца). Вы часто будете видеть цифры 1, 2, 3 или 4 над нотами при чтении нотной записи, эти цифры соответствуют названиям пальцев, которые вы должны использовать для игры указанных нот.
На правой руке пальцы называются немного иначе, в зависимости от положения, которое они занимают на смычке, а не от их функции. Большой палец называется смычковым пальцем, первый палец называется указательным пальцем, два средних пальца называются обнимателями, а четвертый или мизинец — мизинцем. Обниматели так называются, потому что они «обнимают» смычок, опираясь вместе на боковую часть колодки. Другие пальцы называются их обычными именами, чтобы отличать их от пронумерованных пальцев левой руки.
Практические советы по игре для начинающих
На альте можно играть дубль-диез/бемоль. В отличие от гитар, на альтах нет ладовых меток, что означает, что вместо того, чтобы играть только полутонами, вы можете играть дубль-диез или дубль-бемоль (это нота между одним полутоном и другим). Однако это также означает, что интонация чрезвычайно важна для освоения. Альтист должен знать до миллиметра, куда поставить палец, чтобы извлечь правильный звук, что для новичка может быть очень сложно освоить.
Когда вы играете на альте, используйте пальцы, которые вы поместили на струну, чтобы направлять себя к следующей ноте. Например, если вы играете C# на струне A, а затем G на струне D, используйте свой второй палец, чтобы направлять свой третий палец в правильное положение. Это облегчает игру в унисон и также помогает увеличить скорость вашей игры.
Ритм и скорость очень важны при обучении игре на музыкальном инструменте. Если ритм нот, которые вы играете, слишком быстрый, вероятно, хорошей идеей будет замедлиться и поработать над произведением, пока вы не сможете сыграть его безупречно, а затем увеличить скорость. Хорошим инструментом, помогающим с ритмом, является метроном.
Продвинутые приемы игры
Щипки — альтисты обычно щипают струну, не выпуская смычок из руки, используя подушечку указательного пальца для щипков. Некоторые щипковые пассажи могут быть не длиннее одной или двух нот, поэтому важно практиковать быстрый переход между щипками и смычком.
Вибрато — вибрато — это когда альтист прокатывает палец вперед и назад по струне, чтобы изменить высоту ноты. Для этого требуется очень расслабленная рука. Никогда не проводите пальцем вперед и назад — техника требует, чтобы вы вращали пальцем вперед и назад, а не скользили пальцем вверх и вниз по струне.
Гармоники — Гармоники — это высокие ноты, которые требуют лишь небольшого давления на струну. Гармоники можно играть либо на полпути, либо на четверть пути вниз по струне, помещая палец на струну мягко, как перышко. Искусственные гармоники также можно играть, изменяя длину струны, помещая один палец плотно на струну, а другой палец над плотно расположенным пальцем мягко, чтобы закрепить необходимую гармонику. Искусственные гармоники используются на скрипке ближе к концу популярной пьесы «Чардаш», написанной итальянским композитором Витторио Монти. На альте техника во многом такая же.
Спиккато — Спиккато — это когда смычок очень быстро подпрыгивает в точке равновесия. Существует довольно много онлайн-уроков/мастер-классов, обучающих этой технике. Лучше всего изучать эту технику по видео или лично, поскольку она требует демонстрации, чтобы оценить сложность и скорость требуемого движения.