Как играть на скрипке

Существует несколько методов, разработанных для студентов, желающих научиться играть на скрипке. Наиболее популярными методами являются традиционный метод и метод Сузуки. Традиционный метод заключается в том, что скрипач читает ноты с листа, и его часто используют для детей около 8 лет. Метод Сузуки — это метод, при котором ученик использует слуховые или аудирующие навыки, и его часто используют с 5 или даже с 2 лет. Оба метода требуют формального учителя, однако некоторые скрипачи учатся самостоятельно. Если вы пытаетесь научиться играть на скрипке без учителя, хорошей идеей будет узнать как можно больше о скрипке, а также как можно больше смотреть и слушать других игроков, чтобы почувствовать инструмент.

Обучение игре на скрипке — это длительный процесс. Не торопитесь, расслабьтесь, войдите в хороший ритм занятий, изучите свой инструмент и, самое главное, наслаждайтесь процессом. Если вы считаете, что занятия — это рутина, двигайтесь дальше и займитесь чем-то другим. Обучение игре на музыкальном инструменте — это всегда тяжелый труд, но он никогда не должен разочаровывать или расстраивать. Помните, что перерыв — это нормально, просто вернитесь позже.

Правильная поза для игры на скрипке

правильная осанка для игры на скрипке

Осанка очень важна при игре на скрипке, чтобы улучшить качество звука, производимого инструментом, и свести к минимуму возможное напряжение мышц и спины у музыканта. Если вы только начинаете играть на скрипке, потратьте как можно больше времени на то, чтобы с первого раза принять правильную осанку — от плохих привычек трудно избавиться, и для этого потребуется много времени!

Скрипку держат под подбородком, как в положении стоя, так и сидя. Лучший способ научиться правильно держать скрипку — посмотреть клип известного скрипача и посмотреть, как он держит свой инструмент.

  • Держите скрипку и смычок свободно — если вы держите их крепко, вы издадите «тугой» или скрипучий звук.

  • Держите суставы разблокированными (слегка согнутыми), включая колени, когда стоите! Это помогает расслабить основные группы мышц во время игры.

  • Постарайтесь использовать живот, чтобы удерживать осанку во время игры. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы держать корпус напряженным (представьте себе втянутый пупок), то вы издадите более интенсивный, расслабленный звук, поскольку мышцы рук и спины будут более расслабленными.

  • Если говорить об игре на скрипке, большинство людей думают, что играть на ней будет легче, чем есть на самом деле. Чтобы хорошо играть на скрипке, требуется много времени и усилий — вы должны быть готовы приложить качественные усилия, необходимые для того, чтобы стать хорошим скрипачом.

  • Чтобы избавиться от скрипа в своей игре, вместо того, чтобы сосредотачиваться на нажатии смычка на струну, сосредоточьтесь на скольжении смычка по струне, как стрекоза, скользящая по воде. Сосредоточьтесь на этом, и ваш звук должен стать менее скрипучим. Скретч возникает, когда в руках и кистях слишком много напряжения, поэтому обязательно расслабьтесь как можно больше!

  • Не нажимайте на струны слишком сильно. Будьте тверды, но помните, чем больше вы расслаблены, тем больше это будет слышно в тоне.

  • Играйте близко к подставке (примерно на расстоянии 2 ширины смычка от подставки), это даст самый сильный и чистый звук, возможный на вашей скрипке. Всегда играйте, двигая смычком параллельно подставке — боковое движение по струне вызовет тонкий звук.

Названия пальцев скрипача

расположение пальцев на смычкегде размещать пальцы на подставке

Для начинающих исполнителей названия пальцев так же важны, как и части скрипка.

Правая рука известна как смычковая (так как эта рука управляет смычком), а левая — скрипичная, поскольку она держит скрипку. Пальцы на обеих руках также имеют разные названия, чтобы отличать их друг от друга. На скрипичной руке пальцы известны как большой палец скрипки, а также 1-й, 2-й, 3-й и 4-й пальцы (от большого пальца до мизинца). Вы часто будете видеть цифры 1, 2, 3 или 4 над нотами при чтении нотной записи, эти цифры соответствуют названиям пальцев, которые вы должны использовать, чтобы сыграть указанную ноту.

На правой руке пальцы называются немного иначе, в зависимости от положения, которое они занимают на смычке, а не от их функции. Большой палец известен как большой палец смычка, первый палец называется указательным пальцем, средние два пальца известны как обнимающие, а четвертый или мизинец — как мизинец. Обнимающие так называются, потому что они «обнимают» смычок, опираясь вместе на боковую часть лягушки. Другие пальцы названы их общепринятыми названиями, чтобы отличать их от пронумерованных пальцев левой руки.

Практические советы по игре для начинающих

На скрипке можно играть дубль-диез/бемоль. В отличие от гитар, на скрипках нет ладовых меток, что означает, что вместо того, чтобы играть только полутонами, вы можете играть дубль-диез или дубль-бемоль (это нота между одним полутоном и другим). Однако это также означает, что интонация чрезвычайно важна для освоения. Скрипач должен знать до миллиметра, куда поставить палец, чтобы извлечь правильный звук, что для новичка может быть очень сложно освоить.

Когда вы играете на скрипке, используйте пальцы, которые вы поместили на струну, чтобы направлять себя к следующей ноте. Например, если вы играете C# на струне A, а затем G на струне D, используйте свой второй палец, чтобы направить свой третий палец в правильное положение. Это облегчает игру в унисон и также помогает увеличить скорость вашей игры.

Ритм и скорость очень важны при обучении игре на музыкальном инструменте. Если ритм нот, которые вы играете, быстрый, вероятно, будет хорошей идеей замедлиться и поработать над произведением, пока вы не сможете играть его безупречно, а затем увеличить скорость. Хорошим инструментом для помощи с ритмом является метроном.

Продвинутые приемы игры

Щипки — скрипачи обычно щипают струну, не отпуская смычок, используя подушечку указательного пальца для щипков. Некоторые щипковые пассажи могут быть не длиннее одной или двух нот, поэтому важно практиковать быстрый переход между щипками и смычком.

Вибрато — вибрато — это когда скрипач катает палец вперед и назад по струне, чтобы изменить высоту тона ноты. Для этого требуется очень расслабленная рука. Никогда не скользите всем пальцем вперед и назад — эта техника требует, чтобы вы катали палец вперед и назад, а не скользили пальцем вверх и вниз по струне.

Гармоники — Гармоники — это высокие ноты, которые требуют лишь небольшого давления на струну. Флажолеты можно играть либо на полпути, либо на четверть пути вниз по струне, помещая палец на струну так же мягко, как перышко. Искусственные гармоники также можно играть, изменяя длину струны, помещая один палец плотно на струну, а другой палец над плотно расположенным пальцем мягко, чтобы зарегистрировать необходимую гармонику. Искусственные гармоники используются ближе к концу в популярной пьесе «Чардаш», написанной итальянским композитором Витторио Монти.

Spiccato - это когда смычок очень быстро подпрыгивает в точке равновесия смычка. Существует довольно много онлайн-уроков/мастер-классов, обучающих этой технике. Лучше всего изучать эту технику по видео или лично, так как она требует демонстрации, чтобы оценить сложность движения.